Религиозно-магические и целительские практики и современная городская среда
(на примере городов Армении Еревана, Гюмри, Ванадзора)[1]
(отрывки из неопубликованной работы)
Кажется, что глобальные изменения в образе жизни, взгляде на мир и жизнь, современные темпы жизни, достижения техники и новые технологии должны постепенно снижать роль магии и религиозно-магического целительства. Тем не менее, как выразились С. Д. Блэк и К. С. Хайатт, практикующие религиозно-магические ритуалы вуду в городской среде: “Магия работает сегодня, в эпоху информационных технологий так же хорошо, как и в эпоху парусных кораблей.” [2] Более того, информационные технологии сделали многие магические знания и техники более доступными. В частности, Интернет с его многочисленными сайтами о магии, целительстве, традиционных и новых практик гадания, колдовства помогает конструировать новые культурные феномены эпохи глобализации. Онлайн-гадания самых разных типов и видов (есть даже сайт, предоставляющий возможность гадания по ладони, которую надо прислонять к экрану компьютера!), виртуальные оракулы, виртуальные астрологические прогнозы с одной стороны подменяют собой живых специалистов, с другой стороны делают человека зависимым от непрерывного вмешательства электронной мистики и магии в его жизнь.
Однако в данной работе мы собираемся рассмотреть аспекты, связывающее данное явление прежде всего с антропологией города, точнее армянского города. Нам известно не слишком много исследований, затрагивающих схожий ракурс[3]. Конечно, это не сугубо городское явление, но в городе оно приобретает свои специфические черты и, что самое важное, становится органической частью урбанистического сообщества. Частью, истинную степень влияния которого на жизнь города очень трудно определить, но и исключать тоже нельзя.
Местом исследования стали три города Армении: Ереван (столица), Гюмри и Ванадзор (соотвественно, второй и третий по значимости города). Все три города отличаются рядом особенностей, характерными, с одной стороны, для небольших провициальных городов (традиционность жизненного уклада, относительно замедленные темпы глобализации, высокая степень значимости родственных и дружеских связей, активная циркуляция неформальной информации и т.д.), облегчающими сбор информации. С другой стороны, эти же города (а особенно Ереван) также обладают и всеми характеристиками современного города с его инфраструктурами, образом жизни и занятиями населения, а также соответствующей социо-культурной средой. Эта универсальность дает возможность применять результаты исследования в качестве модели для схожих исследований на городском материале иных культур.
Дать обобщенное описание всех ритуальных специалистов в области гадания и магического целительства – задача не из легких, учитывая разнообразие их образа жизни, особенностей практик, отличие систем религиозных представлений, в рамках которых они действуют. В последующих главах, постепенно их портрет, вероятно, станет более ясным и четким, здесь же, во вводной части, мне кажется необходимым кратко обрисовать и типологизировать персонажи о которых идет речь. Естественно, раз речь идет о людях, то у каждого своя судьба и нет двух одинаковых судеб и личностей. Тем не менее есть очень похожие сценарии, которые позволяют говорить о культурных закономерностях.
Два основных типа специалистов, который мы условно обозначим, как “традиционный” (по отношению к ним используются традиционные названия “найох”, “бахтагушак”, “hеким” и т.д.) и “дипломированный” (называющие сами себя экстрасенсами, биоэнерготерапевтами, магами) отличаются в главном, в способах обретения “дара” гадания/целительства. Первые получают его мистическим путем, через видения/сновидения от святых, Бога, вторые развивают свои способности в процессе обучения по книгам, на специальных курсах. Другое основное различие – в наборе практик, характерном для тех и других. Традиционные специалисты занимаются в основном традиционными для Армении целительскими и гадательными практиками с минимумом новых компонентов и сильной степенью адаптации последних к локальной культуре и менталитету. “Дипломированные” имеют в своем репертуаре более широкий набор практик, большая часть которых представляет собой экзотическую смесь элементов разных культур, где преобладает западная культура гадальных салонов и славянская заговорно-заклинательная традиция. Адаптация привнесенных практик в основном состоит в переводе терминологии на язык местных понятий, принятых и распространенных в сфере колдовства, целительства и гадания. Разумеется, кроме “чистых” типов и тех и друтих, встречается множество смешанных вариантов, особенно в городах Гюмри и Ванадзор, где традиции пока прочно держат первенство. Интересно, что даже “дипломированные” специалисты, претендующие на “научность’ своей деятельности, тем не менее, включают в свою “легенду” небольшую мистическую деталь. Например, по словам Анаит, гадалки по “современной методике Тарасова и Гурджиева” и выпускницы московской школы магии и гадания, еще в детстве армянская традиционная деревенская предсказательница нагадала ей, что она станет гадалкой. Эта мистическая предопределенность вполне заменила инициационные сны и видения, которые сопутствуют становлению традиционных специалистов. При этом она еще и опирается на свои астрологические данные: “По гороскопу я идеальный оракул, я родилась в июле месяце, первая декада.” То же и Наина: утверждая, что она действует по науке, так как экстрасенсорика это наука, тем не менее, она заявляет, что дар этот у нее наследственный и проявился с детства.
Чтобы понять, как оба описанных типа проявляют себя в городской среде, а также как их воспринимает сама среда, мы решили рассмотреть их с точки зрения нескольких категорий, в рамках которых городская культура вообще, а современная культура армянского города, в частности, может оказывать воздействие на субкультуру целительства
“Лечение божьей силой и все виды магических услуг”: особенности магико-религиозных и целительских практик в городской среде.
В городе, безусловно, наблюдается гораздо большее разнообразие практик, чем в сельской местности. Наряду с сугубо традиционными (литье воска, “мерянье испуга”, заговаривание, обезвреживание порчи “тухт у гир”,) и даже архаичными, крайне редко теперь встречающимися (вращенье сита, литье свинца) существуют и более новые, такие как гадание на кофейной гуще, гадание на обычных картах, экстрасенсорная диагностика по фотографии и новейшие, например, гадание на картах Таро, гадание Ленорман[4]. Интересно, что в этом плане серьезной разницы между Ереваном и Гюмри с Ванадзором, как провинциальными городами, нет. В Ванадзоре, например, гадалка делает мистические расчеты этапов жизни клиента по какой-то особой современной методике, базирующейся на дате рождения, а в Ереване, в районе, примыкающем к малому центру, целительница Марус практикует архаическое литье свинца – вымирающее, как практика, даже в глухих сельских районах Армении.
Представляет интерес список практик, фигурирующих в объявлениях. Надо отметить, что между объявлениями на русском и армянском языках имеется разница, указывающая на культурные различия. Русские объявления обычно составляются по образцам, видимо взятым из российской прессы (например, множество подобных объявлений имеется в российской газете “Оракул”, продающейся в Ереване), поэтому там фигурируют такие термины и понятия как порча, венчик безбрачия, приворот, чуждые армянской субкультуре целительства и колдовства. Тем не менее, в армянских вариантах объявлений используются уже сугубо армянские понятия: тухт у гир (дословно: бумага и письмена – так обозначаются вредоносные колдовские тасиманы) вместо русского слова “порча”, проклятье на безбрачие вместо венчика безбрачия (попытка адаптированного перевода), а услуги по снятию сглаза и испуга подменяются более понятным для армян термином “измерять испуг”, что является традиционной магико-целительской практикой[5]. В русскоязычных объявлениях также появляются и современные термины, такие как зомбирование, биополе, которых стараются избегать в армяских вариантах. В целом надо также отметить, что дающих только русскоязычные объявления по количеству больше, чем тех, кто дает только армяноязычные или дублирует объявления на двух языках. Все-таки объявления в прессе – явление, несколько чуждое армянской субкультуре гадания, колдовства и целительства. В последнее время объявления постепенно исчезают вообще, что, в числе прочего, свидетельствует и о постепенном поглощении армянской традицией современных нововведений.
Деятельность русскоязычных специалистов, тех, кто прошел обучение в российских школах магии, экстрасенсорики эклектична, она представляет собой смесь из традиционных славянских элементов (заговоров, наговоров), армянской терминологии, используемой в основном в контексте диагностики состояний (“тухт у гир” – бумага и письмена (колдовские талисманы, порча), “вах” – испуг и др.) и смеси восточных и европейских гадательных практик (Таро, Ленорман наряду с гаданием на кофейной гуще: “Есть еще магия Вуды[6], мадам Ленорман, и, конечно, все основано на философских картах Таро”). Карты используют и традиционные целители и гадатели (например, Люда, Маник из Гюмри), но, интересно, что они используют их скорее как символы, стимулирующие процесс “ясновидения”, а не следуют какому-то особому раскладу со специфическими значениями карт.
“! Нет, я “смотрю” как диктует мне голос в уме, я на карты и не смотрю, просто говорю…..
? По картам? Какие странные карты, я таких никогда не встречала (карты специальные, гадальные, с фигурами, но не Таро)
! Я по любым картам “смотрю”. Раньше я обычными картами пользовалась, но если вдруг выпадали десятка или туз пик, клиент начинал нервничать, поэтому пришлось вынужденно сменить карты.”
Хорошая информированность о современных тенденциях в сфере магии и целительства приводит к тому, что традиционные гадалки/целительницы пытаются объяснять свои способности новыми терминами.
“! Я, значит, своим биополем [смотрю]. Вся сила в моем биополе.
? Руками, да, пассами лечите?
! Руками. У меня очень большая энергия. Если руку на тебя положу, ты может ее теплоты не выдержишь.”
Тем не менее, даже в этом случае действиями специалиста все равно управляет святой: “Это все святой мною [управляет], я и выполняю. Я кто такая? Я исполняю приказы. Как дано, так я и делаю”
В продолжение темы адаптации новых терминов и перевода понятий с одного языка на другой, хотим обозначить еще одно любопытное явление. В нижеприводимом отрывке из беседы с ясновидящеий и целительницей Наиной, последняя в процессе разговора постоянно переводит народные названия и понятия на профессиональный язык - язык “научных” терминов.
“? К вам приходят тухт у гир снимать?
! То есть Вы имеете в виду зомбировки? Тухт у гир это вы по народному говорите, а то если на человека идет какая-то негативная программа, то есть, например, я захотела на вас навести, я по-народному говорю, порчу на деньги, то есть на денежную динамику сбросить негатив, правильно?”
“Тухт у гир – биологическое вмешательство в ауру человека - снимаем молитвами”.
Это явление того же порядка, что и перевод понятий в русско- и армяноязычных версиях одного и того же объявления, смысл которого – адаптироваться под потенциального клиента: “Я написала в объявлении про коррекцию кармы, так многие вообще не понимают, что это такое. Если я Вам скажу “негативное преломление глазной энергии”, Вы тоже не поймете, а в народе это “сглаз” называется. Я вынуждена была не писать так”
И среди традиционных и среди “дипломированных” специалистов распространена работа над суррогатом человека – его фотографией. Только традиционные целители обычно работают над фотографией в том случае, если пациент сам не может прийти, а экстрасенсы предпочитают фотографию, так как, по их словам, тратят при этом меньше энергии, чем когда работают с живым человеком.
“?А на фотографии легче смотреть?
! Конечно! Нет, информация та же, это я много энергии теряю. Поэтому я всегда через фотографию.”
Интересно, что некоторые смешивают понятие “Экстрасенсорика” и “гадание/ясновидение”, а некоторые, напротив, их четкое разделяют:
“Я вообще-то экстрасенс, я вам говорила, это подключаются к информационному полю человека через фотографию и считываю, это не гадание, это – вы, а гадание это знаки которые расшифровываются. Гадание не акцентирует ничего определенного. То есть если гадание показывает какой-то негатив, я по картам или по кофе не могу определить что это. Гадание это и есть гадание. Там нету диагностики.”
“? Гаданием Вы диагностику делате?
! Да, конечно”
Из принципов работы с клиентами можно выделить принцип “цепи” или “снежного кома”, когда с каждым новым сеансом пациенту открываются все новые и новые проблемы, требующие вмешательства специалиста. Не всегда это откровенно связано с процессом вымогания денег, хотя в большинстве случаев это так и есть, причем по нарастающей, то есть с каждой последующей услугой сумма денег возрастает. Тем не менее, иногда специалист за последующие сеансы вообще не берет денег (особенно это относится к специалистам традиционного склада, “миссионерам”), даже когда клиент их активно предлагает, либо берет очень умеренно.
Особо следует выделить пласт деятельности связанный с колдовством, изготовлением и обезвреживанием колдовских талисманов. В процессе сбора материала мне посчастливилось несколько часов просидеть в приемной ясновидящей Эльмиры из Ванадзора, наблюдая за ее деятельностью. За это время к ней на прием пришли 6-7 клиентов и все они были, по их словам, околдованы. Эльмира на моих глазах обезвреживала принесенные ими талисманы (связанные пучки перьев, сухие семена и косточки и т.д.), уничтожая их буквально, то есть разрезая их ножницами. Гадалка Люда из Гюмри выделяет особые дни и часы только для обезреживания колдовства, настолько эта услуга популярна и имеет спрос у населения.
Признаться в том, что он/она занимается наведением порчи или колдовством для сельского гадателя/целителя почти невозможно, так как это неминуемо повлечет за собой проблемы с обществом. Городские специалисты в этом плане гораздо более раскованы и не подвержены комплексам, благодаря специфике городской среды, ее сравнительной анонимности. Правда, эти явления преподносятся в несколько завуалированном виде. Например, рассказывая про “ночные, сатанинские дела” гюмрийская Цагик уверяет, что все ее действия направлены исключительно на благо, а колдовством, влекущим за собой порчу или смерть, она не занимается. Анаит считает, что в привороте нет ничего плохого, так как это помогает устраивать судьбу людей, спасает их от одиночества: “Если девушка любит парня, а парень девушку, а кто-то мешает им быть вместе, что же тогда плохого в привороте?”. Магистр Борисова, к примеру, в отличие от других, не скрывала своих занятий черной магией, даже признавалась своим клиентам в том, что навела на них порчу. Одна из клиенток рассказывала, что видела в ее квартире восковые фогуры с воткнутыми иголками: “Это вуду, если вы изучали, тогда я этого не знала, а потом прочитала.” По ее словам, Борисова призналась, что ей “заказали” одного бизнесмена. Услышав впоследствии про внезапную смерть одного из богатых предпринимателей, эта женщина уверила себя в том, что это и была жертва Борисовой. Ее саму Борисова наградила сильной порчей и женщина тратила последние свои средства на то,чтобы от нее избавиться. Русская порча, вудуистские ритуалы – достаточно редкое явление в Армении, но традиционный тухт у гир внушает страх абсолютному большинству. Даже священники признают его существование, правда для обезвреживания советуют обращаться к ним, а не к народным специалистам по обезвреживанию колдовских талисманов. Про случаи внезапного обнаружения тухт у гир-а и несчастья, причиненные колдовством наряду с простым народом мне рассказывали инженеры, ученые, врачи, люди высочайшего культурного уровня и образованности.
Деятельность гадалок, ясновидящих, магов не ограничивается только работой с людьми. Так ряд “специалистов” претендует на способность не только предсказывать, но и влиять на природные явления и катаклизмы. Известно, что колдуны и шаманы многих народов обладали даром воздействовать на погоду, и этот дар мог считаться одним из характерных для шаманской деятельности. Данное умение, наряду с целительством, имело большое общественное значение в обществах, чье экономическое благополучие зависело от природных условий и погоды. Однако примечателен тот факт, что практически никто из встреченных нами современных гадательниц и целительниц традиционного, сельского типа, не претендовал на умение управлять погодой или предсказывать катастрофы (как это было бы логично предположить), но это качество свойственно в основном гадателям/целителям современного, городского типа. Вероятно, этот феномен имеет иное объяснение. Не сложно заметить, что природные катастрофы, такие как землетрясения, наводнения, извержения вулканов, смерчи, тайфуны наряду с техногенными катастрофами (авиакатастрофы, крушения поездов, разнообразные взрывы и пожары) и сообщениями с многочисленных полей военных действий, в настоящее время составляют львиную долю новостных сюжетов в СМИ. Таким образом, усилиями средств массовой информации создается впечатление (активно обсуждаемое в народе), что человечество находится на пороге конца мира, провоцируя тем самым апокалиптические настроения в религиозно настроенной среде. Как известно, апокалиптические пророчества составляют важную часть многих мистических религиозных учений, в особенности сектантского толка. Ванадзорская целительница Вардуш, например, в своих пророчествах повторяла откровения, скорее всего проповедуемые сектой[7] адвентистов седьмого дня, к которой она принадлежит, но приписываемые ею Епремверды, магической гадальной книге (“страна кровью изойдет, будет потоп, пожары”), в которой, насколько нам известно, ничего подобного не содержится. Но и представители исследуемой нами сферы, находящиеся в постоянном мистическом контакте со святыми и считающие себя прямыми проводниками воли святых и Бога, от них не отстают. Их предсказания, в основном, касаются крупных потрясений и катаклизмов, а не сезонных прогнозов, столь необходимых сельским жителям (в этом прорицатели доверяют метеорологам, кстати, руководствуясь их прогнозами в своей магической деятельности – см. ниже). Госпожа Мариетта, недвусмысленно сравнивая себя с Христом, кроме видений будущего, подобно божеству, приписывает себе еще и способность управлять светилами, силами природы, погодой (“Девушки, предсказывающие погоду по телевизору говорят мне: “Госпожа Мариетта, выходит, все что мы говорим, неправда”. Если объявляют мароз[8], я стараюсь, чтобы не сбылось. Вот объявляли, что будут холода в двадцать пять градусов, я поработала и не было [холодов]. Значит, Мариетта дремлет, что ли (дословно: плов ест)? Весь декабрь теплым продержала. Потом когда эта история с птичьим гриппом всплыла, я сказала: “Пусть будет снег, Господи миленки! И выпал [снег]”.), а кроме того защищать страну от грозящих ей бедствий и карать врагов, посягающих на ее безопасность (“Когда я в Армении, я знаю, что ни одна страна не может пошевелиться (дословно: сделать движени). Что касается Цагик из Гюмри, то ее пророчества распространяются далеко за пределы Армении. Так она предсказывала бури и потопы в Европе (“По моим предсказаниям в Швейцарии сильные бури были, после - очередь Франции, а в августе месяце уже Германии. Река Эльба так сильно выйдет из берегов, что чуть ли не половину Германии затопит). В предсказаниях Цагик потопы и бури, кажется, выступают как явления, метафорически изображающие состояние кризиса. Характеризуя, к примеру, дальнейшую судьбу Армении, Цагик оптимистично рисует светлое будущее, которое практически ничем не будет омрачено, разве что “несколькими небольшими потопами”. Гюмрийская Мельсида также, по ее словам, предсказывает погоду, землетрясения, различные катаклизмы.
Кроме предсказания будущего, гадалки любят рассказывать о прорицаниях, сделанных в прошлом, придавая им особую значимость сейчас, когда они сбылись. Цагик рассказывала о своем предвидении цунами 2004 года в Индонезии: “Говорю, вай, вай, Нвер, какие тучи! Не над Арменией ли, спрашивает. Нет, говорю, далеко, где-то очень далеко эти проклятые! Что же ты предсказываешь, спрашивает. Говорю: потоп, землетрясение, завтра рано утром моря заволнуются. А назавтра узнали, что это цунами из Швейцарии (?!) пришло к берегам Индии, оно и было. Вот по тучам я и предсказываю, что произойдет”. Особый пласт подобных прорицаний относится к Спитакскому землетрясению 1988 г[9]. Так, гюмрийские гадалки Пепрон, Люда, Цагик детально рассказывали о том, как они предвидели землетрясение, как им верили или не верили и как были наказаны те, кто не поверил. Цагик, лежа в то время в больнице увидела сон, в котором ей делали операцию: «В тот момент, была там одна медсестра по имени Эгуш. Эта женщина вошла [в палату] и завопила, мол, быстрее, торопитесь, сейчас взорвут Ленинакан. Подошла, посмотрела, обмакнула руку в моей крови и провела ею по своему лицу. И сказала: через мое лицо Красное Евангелие [говорит]. Вас тоже предупрежу. Я провела пальцем по лицу этой женщины девять раз. Девять следов. И проснулась, сижу на кровати, мол, что это было? Тут входит в палату эта самая Эгуш. Говорю, тетя Эгуш, так, мол, и так. Цагик-джан, говорит, ты разве не знаешь, что предсказала, что скоро взорвут Ленинакан, а я девять раз скорбеть буду? Ее сын, невестка, двое внуков во второй русской школе, а муж, дочка, зять и двое других внуков в девятой школе сгинули. Это и были те девять кровавых следов».
Рассказ Люды: Было 3 декабря. Во сне пришли два старца, открыли двери, мол собираем на матах (жертвоприношение- Ю.А.). В те годы люди по домам ходили, собирали деньги на матах. Я утром встала, рассказала зоотехнику нашему, мол, товарищ Солоян, видела я сон. Кое-что скажу вам, не смейтесь. Нет, говорит, Люда-джан, с чего это я буду смеяться? Говорю, меня во сне заставили, чтобы я жертвоприношение устроила в святом месте. Он дал мне первые десять рублей. В общем, кто по десять рублей, кто по пять, а кто и по рублю дали, собрались на площади, знакомых, родных позвали. Из тех кого я позвала, невестка моя не пришла, брат мой, отданный на воспитание тете, с семьей не пришел. Все те, кто не пришел, остались под развалинами, а те, кто пришел, с ними ничего не случилось.” На вопрос, знала ли Люда, что сон к землетрясению, она ответила, что не знала, но понимала, чувствовала, что должно произойти что-то ужасное.
Другой пласт – это Карабахская война (к слову, войны, массовые уничтожения народов также входят в набор элементов, характеризующих конец света).
Госпожа Мариетта, например, в течении интервью особый упор делала на то, что ее “дар” проявил себя с предвидения конфликта между армянами и азербайджанцами (“турками”), бомбежки Геташена[10], гибели множества людей (“будет большой взрыв и много людей погибнет”). Подобные мистические откровения, кстати, нам приходилось встречать у гадалок и целительниц и других, малых городов Армении, особенно в районах, находящихся в непосредственной близи к местам боевых действий.
В связи с Карабахской войной, обретением независимости и подъемом национального самосознания в данной сфере проявился также определенный магический «патриотизм», т.е. магическая деятельность, направленная на защиту от противника, призванная обеспечить победу своим и неудачи и поражение противнику, а также на благо Родины.
Мариетта: (показывая карты) Эти [сердечки] вырезаю, талисман даю, чтобы зашита (защита - Ю.А.). Вот такой талисман если давала, на войне люди силу чувствовали. Кого я заговорила, все живы вернулись. Сто человек и все живы вернулись.”
Цагик рассказывает о муже и сыне, участвовавших в войне и благополучно вернувшихся: “Я молилась. Когда они в январе 1994 года последний бой держали, когда пошли [вперед], вспомнили, что должны были очередь автоматную открыть и вернулись с полдороги. В это время дорогу обстреляли, а я с места, где лежала в это время, их благословила и водой за ними сбрызнула”. По словам Цагик, благодаря этим действиям в отряде, который считали погибшим, выжили почти все.
Примечательно отношение специалистов к Армении, армянству. В их высказываниях, предсказаниях сквозит мистическое ощущение “избранности” армянской нации, уникальности и мифической вечности армянской земли, и конечно, осознание своего предназначения на этой земле (избранный среди избранных). При этом в ряду катастроф, которые стране не грозят, особо выделяется землетрясение, видимо, это пережиток страха, испытанного во время Спитакского землетрясения 1988 года.
“Ничего с Арменией не будет, особенно с Ереваном, который весь из высотных зданий состоит (в этой фразе распознается намек на землетрясение – Ю.А.), ничего не будет, живите спокойно, мирно”
“Армения будет самой везучей страной. И армяне, которые живут в Армении, им ничего не угрожает в смысле катаклизмов. Крупных землетрясений в Армении тоже не предвидится, самое реальное,что может быть это смена правительства, точнее смена руководящих постов, мэров, губенаторов. Мир с Армении начался, в Армении и кончится.”
“Пусть мне спасибо скажут, что я столько терплю в Армении. Ведь не для другой же нации работать буду. Хоть пусть стреляют в меня, но я буду для армян работать. Пусть пистолет наводят на меня, все равно для своего народа работать буду. Армянка я!”
Мистика власти и мистическая власть
Согласно тезису Т.Б. Щепанской: “Логика профессиональных субкультур – это логика власти: ее достижения, удержания и осуществления. Отсюда характерные для многих профессиональных традиций элитизм, культивирование ощущения избранности, мотивы мистического откровения и эзотерического звания. Субкультура профессионалов фиксирует в своей символике, мифологии и обычном праве механизмы осуществления власти, а также ее фиксации, легитимации, сакрализации, монополизации, трансляции в рамках конкретного института.”[11] Власть мистическая, то есть приписываемая колдунам, прорицателям и целителям способность воздействовать на людей и события физически и мысленно, даруемая свыше, посредством сговора с божеством или демоном – лицевая сторона их реальной власти, внушающей страх и благоговение перед непонятным и непостижимым для простых смертных. Именно эта власть заставляет колдунов обрести соответствующий им статус. Неспроста в сказках колдуны, призванные помогать властителям, сами часто стремятся овладеть троном, не довольствуясь обладанием лишь мистической силой[12]. С другой стороны, сами властители, короли, цари, вожди, предводители часто бывают наделены сверхъестественными чертами, божественными или демоническими, в зависимости от ряда факторов. Божественное происхождение царской власти и обожествление царей обсуждалось в ряде работ известных авторов, поэтому мы не станем на этом останавливаться[13]. Но даже если сам образ конкретного властителя обладает некими божественными или демоническими чертами, то все равно довольно часто рядом с ним оказывается (реально или по слухам) некто, кто мистически воздействует на его жизнь, предсказывая ключевые повороты жизни, либо помогая в осуществлении самых амбициозных намерений. С другой стороны, подобные отношения делают имя и самому предсказателю/целителю, сохраняя его для истории, которая знает массу подобных примеров: Наполеон и Ленорман, Нострадамус и Генрих II, Николай II и Распутин т.д.). Советское время не стало исключением. Так, например, известно, что Сталин не раз прибегал к помощи экстрасенса и прорицателя Вольфа Мессинга и всячески ему покровительствовал (в отличие от Гитлера, которых преследовал Мессинга за неблагоприятные для него прогнозы). В брежневскую эпоху были известны прорицатели и целители, работавшие “при дворе”, т.е. у которых консультировались сильные мира сего. Имя Джуны Давиташвили, например, настолько сплелось с брежневским, что существовали анекдоты, в которых она была представлена его “приемной женой”. Известная Ванга, в настоящее время воспринимаемая в качестве эталона прорицательницы, также время от времени обслуживала тогдашних лидеров социалистического мира, не говоря уж о том, что доходы с ее деятельности присваивались болгарским государством. Тем не менее, в эпоху всеобщей атеизации прямо никто не осмелился бы заявить о том, что прорицатели, колдуны, экстрасенсы и гипнотизеры участвуют в коррекции жизнедеятельности политических лидеров, и лишь только после развала советского и социалистического мира, подобная “правда” всплыла на поверхность, составив часть постсоветской мифологии, созданной в ответ на глобальный вопрос: как все было на самом деле? То есть предполагается, что “на самом деле” советское государство не обходилось без мистической помощи колдунов и прорицателей в своих самых головокружительных предприятиях и достижениях[14]. Появление на политической арене Горбачева с его “гласностью” и “перестройкой” вызвало обнародование и популяризацию деятельности целого ряда “общественных магов” - целителей-экстрасенсов, предсказателей, астрологов Кашпировского, Чумака, семейства Глоба и других[15]. Примечательно, что, фактически, смена политической власти повлекла за собой и смену “лидеров”и на мистическом фронте. Эти процессы сопровождали стремительный развал Советского Союза, после чего, в связи с постепенным смягчением кризисной ситуации, ажиотаж вокруг них несколько ослаб, но не утих до конца. В короткий период с начала перестройки (1985 г.) до начала девяностых годов советское (и армянское в частности) общество прожило, пожалуй, самые странные годы за весь период своего существования. Будучи все еще относительно благополучными (люди пока еще работали и получали заработную плату, функционировали административные структуры, не были нарушены экономические и иные контакты между союзными республиками, а межэтнические конфликты еще не достигли своего наиболее опасного пика), люди жили больше в информационном, чем в реальном пространстве. Тоннами прочитывались журналы, газеты, брошюры, просматривались телепередачи, проглатывалась запрещенная и официально неиздаваемая ранее в СССР литература, и информация, сообщающая “правду” о прошлом и настоящем, возвращающая духовные и научные ценности, преданные забвению либо умалчиванию в советский период, переживалась сильнее, чем любая жизненная или бытовая ситуация. Кроме того, все, что было альтернативно советской официальной культуре априори приобретало положительную окраску и люди были готовы поглощать это, не подвергая критике. Эта готовность срабатывала, в частности, в отношении всего того, что могло иметь отношение к религии и религиозным практикам[16], составляя контраст с воинствующим атеизмом советских времен, и в какой-то мере предопределила ту быстроту, с которой распространялись, возрождались или эволюционировали[17] различные религиозные и мистические учения и направления в последующий период жесточайшего экономического кризиса[18]. Интерес к мистике и ее роли в обществе и истории не угас до сих пор. Поныне популярны статьи в прессе (чаще “желтой”) и телепередачи (как по российским так и по армянским каналам телевидения), открывающие тайны Нострадамуса, Ванги, Вольфа Мессинга и других. Кроме того, в настоящее время в прессе также можно найти сообщения о мистических “консультантах”, действующих в настоящее время (см. Интернет материалы о грузинской колдунье и предсказательнице Лене Лолишвили, которая курирует литовское правительство и др[19].).
Возможно под впечатлением от подобной информации, а возможно и по наитию, стремясь тем самым создать себе “имидж” специалиста, обладающего силой высокого уровня и, главное, признанного в данном качестве сильными мира сего, ряд гадалок и целительниц открыто приписывает карьерные продвижения и успех политических лидеров воздействию своих колдовских способностей[20].
Мариетта: “ Я таких людей лечила, на такие должности ставила! Они все сейчас мне забыли[21]. Я же тебя сделала начальником марза, пять раз тебя от суда спасала! <…..> Начальник шестого отдела вырос со мной, К.А[22], в одном дворе мы выросли. Я, как приехала из Средней Азии, ни разу его не видела. Вот в детстве как видела, больше ни разу. Когда узнала, что это К.А., сказала, Господи Боже, дайте ему шестом отделе начальник. Е.А., если я знаю, что он он наш, геташенский, зачем он сам должен прийти, чтобы я поработала? Надо многими людьми я работаю, а они об этом и не знают даже. Сказала я, поскольку на него много жадны разговоры нехорошие, пусть он будет замминистром, после Г.А., когда он пойдет на пенсию, Г. вот такой хороший парень! Тогда пусть работает Е. А.
Цагик: Племянники мэра (дословно: дети брата) обратились ко мне во время первых выборов. Я кое-что сделала, чтобы он стал мэром.
Анаит: “Есть такое понятие в магии, “лестница” называется. Работает очень хорошо. Работа делается в июле месяце. Печется лестница, в нее вкладываются орешки, мед, песок, яйца, мука и священная вода. Заговаривается эта лестница, поедается и человек в течение двух-трех месяцев получает соответствующую должность”
Oсобенно значимыми становятся прорицатели, колдуны в период обострения политической борьбы, на время выборов, например. Практически все проинтервьюированные нами специалисты сообщали, что количество обращений к ним со стороны властей учащается. Целительница и гадательница Эльмира (г.Ванадзор) с определенной долей сарказма, смешанным, однако, с тайной гордостью говорила, что ей постоянно звонят из штабов кандидатов, даже из штаба самого Кочаряна (действующего президента Армении) насчет исхода выборов. То же утверждал гадатель Эрик (г. Ванадзор), целительница Вардуш (г. Ванадзор – “Звонят мне, я пачетни (почетно – Ю.А.) еду, а они потом оплачивают” (поездку –Ю. А.), а также гюмрийские Цагик и Люда. В этом плане, как видно из вышеприведенных отрывков интервью, гюмрийская Цагик и ереванская Мариетта заходят дальше всех. Они не просто предсказывают исход политической борьбы, но и мистически способствуют достижению желаемых для того или иного кандидата результатов, с помощью молитв, талисманов и колдовских обрядов. Подобное явление вовсе не только армянское, а свойственное, по-видимому, самым разным народам и культурам. Так, на Филиппинах в период выборов начинается параллельная предвыборной гонке и не менее ожесточенная борьба за сманивание известных жрецов и колдунов в свой лагерь для обеспечения удачи на выборах[23] (2001: 190). Упомянутая грузинка Лолишвили, помогающая литовскому президенту во время избирательной кампании, согласно информации, опубликованной в СМИ оборачивала кандидатов в команду президента заряженной туалетной бумагой[24],. Благоприятные предсказания повышают статус и значимость прорицателя в глазах власть предержащих. Вероятно, у них всех есть надежда (правда, реально озвученная только Мариеттой), что власти будут благодарны. К этой же категории относятся исключительно положительные отзывы большинства гадалок о действующей власти, продиктованные возможно определенной благодарностью, а может быть и опасением создать себе лишние проблемы, ведь никто из них не был до конца уверен, что мои записи будут использованы лишь в сугубо научных целях.
Кстати, собирая материал о том, как прорицательницы и колдуньи оказывают мистическую помощь претендентам на тот или иной управленческий пост, удалось извлечь на поверхность еще одно интересное явление. Хотя никто из встреченных нами специалистов не заявлял о своей ангажированности той или иной политической группировкой (см. филлипинский пример, приведенный выше), но в их рассказах часто проскальзывал тот факт, что охотнее всего (иногда даже бескорыстно) они помогают чиновникам, входящим в круг их знакомых, друзей, родственников, и земляков. (“Ребята, каторые сидят сщас работают здесь (имеются в виду чиновники – Ю.), канешна я над ними работаю. Ни важна, они придут ли ко мне, скажут ли, что делать. <…..> Канешна над своими близкими, родными я сама по своей воле работаю: <….> Если он наш, геташенский, почему должен прийтико мне, чтобы я поработала над ним?”). Таким образом, так или иначе, специалисты все же избирательны в своей помощи и механически оказываются прикрепленными к определенному клану (клановость армянского общества, политических сил – явление известное), в ответ пользуясь защитой и покровительством (Вардуш из Ванадзора: “Я куда ни зайду, к доктору-профессору В., к А., к врачу З., весь их род меня знает и пользуется моими услугами. Хотят, пусть в милицию поведут, я и милиции рот заткну!”). Это знаменует то обстоятельство, что в основе подобной деятельности далеко не всегда лежит материальный интерес (Вардуш: “Я же не стремлюсь заработать денег или кому-то вред принести (дословно: чей-то дом разрушить), поймите меня правильно!). Хотя, понятно, что услуги колдуний не бесплатны. Однако, они явно не пользуются возможными привилегиями, которые им могли бы дать столь близкие связи с сильными мира сего. Так, Цагик живет в домике-вагончике, характерном для Гюмри после землетрясения. Логично предположить, что за такую услугу, какую она оказала нынешнему мэру, он мог бы обеспечить ее как минимум квартирой. Но в ответ на вопрос об этом, Цахик приводит какие-то незначительные причины (отказались, предпочли получить деньги и т.д.), явно уклоняясь от прямого ответа. Госпожа Мариетта постоянно жалуется на то, что ее притесняют, обижают, не дают работать, клевещут на нее, хотя теоретически даже половины ее “великосветских” знакомств хватило бы, чтобы обеспечить ее полной неприкосновенностью и высоким общественным статусом. Правда, та же Мариетта, в течение рассказа приводит целый ряд причин, почему она не обращается к своим авторитетным приятелям, “нашим парням”, как она их называет. Это и нежелание их беспокоить, и неблагодарность, проявленная теми, кого она облагодетельствовала. Вопрос не в том, что все, о чем рассказывают гадалки – плод их фантазии (что также нельзя исключить). Скорее, цель их рассказов в том, чтобы дать собеседнику возможность проникнуться высокой степенью их мистической силы, поверить в нее, что станет, кроме всего прочего, залогом успеха действий самой гадалки/колдуньи.
Мариетта – один из самых интересных персонажей с точки зрения заявленной темы. Ее рассказ примечателен не только содержанием, но и стилем, определяющим ее место в иерархии властных структур. Когда она рассказывает истории об очередном проявлении своей мистической власти в плане помощи армянам в Узбекистане, чиновникам в Армении, “нашим ребятам” она активно употребляет слова и выражения, как правило, очень характерные русизмы, свойственные жаргону, расхожему в среде криминальных “авторитетов”: шорох, движени, и т.д. Она полагает, что находится под защитой и опекой “своих ребят”, то есть она является частью их субкультурного пространства. В какой-то мере, возможно, не столь ярко, а скорее подтекстом, нечто подобное улавливается и в интервью с Цагик. Возможно, это исходит из необходимости подчеркнуть свою власть и значимость в противовес официальным властям, которые явно уступают во влиятельности криминальной, мафиозной сфере, за исключением тех случаев, когда и официальная власть и местные криминальные элементы представлены в одном лице.
Нравственные муки при помощи тому или иному чиновнику, не совсем достойному своего чина (скажем так) гадалкам/колдуньям не знакомы. На вопрос, отказывает ли гадалка/маг Анаит клиенту в колдовстве на должность, если видит, что тот нечистоплотен, она отвечает: “Не судите, да не судимы будете!”. Мариетта: Если про кого-то говорят по радио, что вот такой-то плохо работает взяточник, я, раз, положила сила, перевела на другую должность, чтобы ничего такого не говорили.”
Тандем гадалок/колдунов и знаменитостей (деятелей искусства, политических лидерови т.д.) даже когда-то обыгрывался на ТВ. По одному из местных каналов несколько лет назад показывали подобное шоу: приводили к гадалкам знаменитостей и те им прилюдно гадали. Об этом шоу рассказывала одна из участниц, гадалка Анаит: “Я много работала в открытом телеэфире. На Ар-е [телеканал национального телевидения – Ю.А.] была передача “Дивададар”, и там я вела гадания, предсказывала будущее для особых людей”
Городская субкультура магов, гадателей, целителей, таким образом, подразумевает определенные грани контактов и взаимоотношений со структурами власти. Причем те и другие испытывают по отношению друг к другу одновременно и страх и интерес, вызванный возможностью получения определенной выгоды от сотрудничества, поэтому сотрудничество - одна из самых распространенных форм взаимодействия между ними.
Миссия, бизнес и профессионализм: система символов, атрибутов и ценностей
Существенное отличие городской субкультуры целительства и гадания от сельской в том, что если в селе подобная деятельность идет параллельно крестьянскому/домашнему труду, то в городе она поставлена на профессиональную основу, т.е. специалист ничем кроме этого не занимается, работая фиксированный рабочий день (например, с 10 утра до 3 или 5 вечера), а иногда и по 9-10 часов в сутки, с одним выходным (воскресенье) или без выходных вообще. Работа гадалок, целительниц приспосабливается к современным методам ведения “дела”. Это включает в себя использование компьютерной техники, современного дизайна и методов составления объявлений, фиксацию определенных рабочих дней и часов, требование договариваться о встрече заранее, предварительное общение по телефону, все чаще мобильному, наличие визиток, составленных по всем правилам бизнес-этики. Более того, владелица одного из салонов в центре города, например, зарегистрирована как частный предприниматель и выплачивает налоги. Интересно, что подобные процессы происходят и в других культурах, где традиции вынуждены приспосабливаться к действительности. К примеру, традиционные религиозные целители ufurukcu, популярные среди мигрировавших в город (Анкару) выходцев из сельских районов Турции, чтобы адаптироваться к городской среде, придают своей деятельности профессиональный вид, то есть, по словам американского исследователя К. Доула, “легитимизируются” – регистрируются как частные предприниматели, заводят визитные карточки, называют сеансы целительства приемом клиентов и даже переводят свое название на современный язык: “medyum” вместо традиционного “ufurukcu”[25].
Составной частью любого бизнеса, как известно, является реклама. И исследуемая нами сфера – не исключение. Однако следует отметить, что “пик” централизованной, газетной рекламы постепенно проходит (по моим подсчетам он пришелся на 2003 г.) и “специалисты” все чаще обращаются к традиционным методам распространения информации (через знакомых, бывших клиентов). Причины называются самые разные: кто-то боится налоговой инспекции, кто-то пристального внимания журналистов, кому-то досаждают любопытные, а кто-то считает, что не нуждается в рекламе, так как кому надо, тот и так его найдет. Однако, у меня сложилось впечатление, что дело в том, что соотношение расходов на рекламу и прибыли от нее не настолько выгодно, как кажется. При наличии традиционных для Армении, надежных и поэтому более эффективных каналов распространения информации, объявления в газете приобретают оттенок анти-рекламы, так как именно эти специалисты вызывают на себя огонь журналистской критики или в лучшем случае (а может, и в худшем) иронии и сарказма.
Если объявления в прессе становятся все менее популярными, то самовосхваление специалиста перед клиентами приобретает важное значение, то есть печатное слово все же уступает место устному. Имеется существенное отличие принципов саморекламы в сельской и городской среде. В сельской среде важной считается “легенда” специалиста – т.е. история его жизни, обретения дара, предыдущих целительств и т.д. Ее редко рассказывает сам целитель, только если его об этом попросят. Чаще всего, эта “легенда” передается соседями, знакомыми, бывшими клиентами в виде слухов. В городской среде, особенно среди наиболее “продвинутых” специалистов” самореклама идет как составная сеанса, его неформальная часть, и заключается в основном в прямых или искусно завуалированных заверениях об истинности своих знаний, профессионализме, силе и сверхъестественных возможностях, что часто выражается в противопоставлении себя другим (“шарлатанам”, обманщикам и т.д. – “кто говорит, что многое может, тот, как правило, ничего не делает”), при этом никакой личной информации специалисты стараются не давать, мотивируя нежеланием, отсутствием времени и пр. Кстати, в этой составной общения, особенно в первый раз, нуждаются и сами клиенты, которых одолевают сомнения, насколько специалист к которому они обратились отвечает их ожиданиям. Визитеры, заходившие к гадалкам/магам/целителям во время моих встреч с последними первым делом называли имена известных им других специалистов, интересуясь мнением о них. Оборотной стороной этих расспросов, вероятно, было желание показать, что они основательно изучили предложение на рынке магических услуг и в случае чего могут обратиться и к другим, если данный специалист не удовлетворит их.
Самопрезентация “специалистов” начинается с того, как они себя величают и как они представляют то, чем занимаются в объявлениях. Как и в любой сфере бизнеса, главное – представить себя профессионалом, имеющим опыт работы. В объявлениях появляются такие “титулы” как магистр такой-то или такая-то (фамилия), опытный маг (имя или псевдоним), опытный маг, имеющий три посвящения (имя или псевдоним), госпожа. Известная гадалка Есения в своих объявлениях непременно подписывается как Цыганка Есения, видимо, считая, что этноним “цыганка” говорит сам за себя. При этом она еще и добавляет в конце перечисления оказываемых ею услуг: “Дар провидения – врожденный дар божий”, чтобы никто не сомневался в ее квалификации. Уточняет происхождение своего умения в объявлении и госпожа Мариетта: “Божьей силой и биополем”, таким образом удовлетворяя запросы как мистиков, так и скептиков. Утверждает свой профессионализм и магистр Борисова, отмечая, что “возьму ученицу”. Интересно, что некоторые специалисты имеют разные версии объявлений: длинные и короткие, рекламирующие разные виды специализации (например, целительство и гадание/снятие порчи могут быть представлены в разных версиях обьявлений, видимо, чтобы не отвлекать внимание потенциальных клиентов на ненужные им услуги.
Для ряда современных специалистов, прошедших различные курсы магии и посвящения (в основном в российских школах) значимы дипломы, сертификаты, а особенно имена и названия школ/курсов, которые они прошли, и связанные с ними почти мифические истории. Вот отрывок из журналистской статьи про одного из таких магов, работающего под псевдонимом Габриэль Штейн: “Штейн сообщил, что познал азы школы ДЭИР – дистанционной энерго-информационной работы. Стоимость курса ДЭИР – 1200 долларов. В свое время школу основал один из трех разработчиков проекта “Дружба”, используемого, по словам Габриэля, для обучения агентов КГБ. С развалом Союза гриф секретности был снят, и программа стала доступна. Правда, овладеть ею непросто, да и последствия непростые. После общения с обученными кагэбэшниками клиенты якобы могли запросто выброситься из окна (будучи то ли запрограммированными, то ли загипнотизированными). По заверениям Габриэля, владеющих этим знанием немало и в Армении.”[26]
“Я обучалась в Москве, по методу Степановой, русской целительницы, в Тарасовской и Гурджиевской школе. В Армении наша профессия не требует сертифицирования, а в России она требует сертифицирования.”
Подчеркивание собственной уникальности, профессионализма, силы дара, составляет наиболее важную часть саморекламы.Силу гадателя и целителя затруднительно определять в абсолютных категориях, поэтому, чтобы создать о ней примерное представление, специалисты предпочитают сравнивать себя с признанными в этой области авторитетами. Причем в редких случаях подобным эталоном становятся местные коллеги[27]. Эталоном обычно являются образы, “раскрученные” средствами массовой информации. Кажется, абсолютный рекорд в этом плане принадлежит Ванге, известной болгарской целительнице и прорицательнице. Целительницы любят сравнивать себя с Вангой, точнее приравнивать себя к ней (“Как и Ванге, мне диктуют, я и исполняю”).
Специалисты занимающиеся, по их словам, энергоинформационным воздействием и экстрасенсорикой поднимают себя на уровень ученых (“Я же сказала, экстрасенсорика – это на-у-ка!”) что придает им совершенно иной, гораздо более высокий статус. Некоторые с гордостью подчеркивают и свои “мирские” специальности, чтобы продемонстрировать свой высокий образовательный уровень (физик-астролог, инженер-конструктор). “В Армении человек пять, занимающихся энергоинформацией всерьез. Это те, кто обучен в именитых российских школах. <…..> В Армении примерно полторы тысячи “чародеев” из коих лишь человек двадцать на что-то способны” (из интервью А. Цатуровой с Габриэлем Штейном)[28].
Кроме современных методов рекламы, нынешние городские специалисты овладевают и иными методами более совершенной передачи информации, например, посредством накленных на стены, столбы объявлений, памяток с обозначением часов и принципов работы, номеров телефона в непосредственной близи от “рабочего места” специалиста. К примеру, в таком объявлении, набранной на компьютере, и развешанном на стенах своего “вагончика”, Люда из Гюмри обозначает рабочие дни и часы (гадание по вторникам, четвергам и воскресеньям с 11:00 до 16:00, обезвреживание колдовских талисманов по средам, пятницам и субботам с 11:00 до 16:00), номера телефонов, в том числе и мобильного, а также просит клиентов не звонить раньше и позже обозначенных в объявлении часов работы.
“Цивилизованные” формы работы с клиентами проявляются и в информационных листочках, раздаваемых клиентам целителем и гадателем Овсепом, где перечисляются действия, которые надо произвести для избавления от порчи, обеспечения удачи, используя предметы, заговоренными Овсепом (свечи, вода, чеснок, сахарный песок, ладан).
Сельские целители/гадатели/колдуны очень непосредственны в выражении своих чувств. Клиент для них не просто клиент, но прежде всего человек. Если человек не нравится, вызывает какие-либо неприятные эмоции, или имеет, как им кажется, отрицательную энергетику, ему могут и отказать, что нередко встречается в традиционной сельской среде. Среди городских же специалистов преобладает деловая и профессиональная этика: клиенту, каким бы он ни был, как правило, не отказывают. Карине (Ереван): “Я не понимаю, как некоторые кричат с порога посетителю: “Уходи, ты злой человек! Ведь если человек пришел, значит ему нужна помощь.”. Какой бы он ни был, это все-так клиент, а значит, с ним и доход, даже если результатом сеанса может быть значительное ухудшение самочувствия. Конечно же, эти наблюдения не означают, что среди тех и среди других нет исключений, особенно если принять во внимание, что среди городских специалистов встречается разная степень традиционности, а процессы модернизации ныне затрагивают и село.
Деньги для гадалок/целителей/колдунов и их клиентов являются своебразной частью системы ценностей, а не только форма оплаты услуг или средство существования (за исключением тех, кто воспринимает данное занятие исключтельно как бизнес). Для клиента оплата деятельности специалиста деньгами (или иными материальными ценностями) это, прежде всего, выражение благодарности, которая в свою очередь является частью процесса, напоминающего дарообмен. Выполняя свое жизненное предназначение, традиционный специалист “дарует” облегчение, спасение, исцеление клиенту, и тот ему возвращает этот дар деньгами или подарками. Многие специалисты подчеркивают, что платить не обязательно, либо, если их спрашивают о цене, смущаясь отвечают, мол дайте, сколько захотите и сколько сможете, а можете и не давать. С другой стороны, клиент, каким бы неимущим не был, всегда чувствует себя обязанным заплатить, так как стойко верит в то, что невозвращенный долг обернется ему во вред (либо в виде наказания высшими силами, либо колдовством/сглазом самого раздосадованного специалиста).
В восприятии некоторых специалистов, кроме того, деньги обозначают признание, оценку их исключительности. О деньгах упоминают в категориях щедрости-скупости клиентов, степени их благодарности, когда хотят подчеркнуть собственную силу дара, удачные случаи своей деятельности (удачнее услуга – сильнее чувство благодарности - больше предлагаемая сумма). Но особенно характерны в этом плане случаи, когда специалисты подчеркивают величину суммы денег или материальных ценностей, от которых они отказались во имя чистоты собственного имиджа либо по иным мотивам. Этим они дают понять, что деньги всего лишь символическое вознаграждение за их деяния. Показателен случай с Мариеттой. В начале своей целительской деятельности она вылечила тяжелобольного ребенка, и его отец решил ее отблагодарить материально. “Прошел месяц, пришел [отец ребенка], позвонил в дверь и вот такой кипой сотенные бумажки вывалил на стол передо мной, сказал: доченка , я столько деньги привез, что всю жизнь, кушай, пей и таких детей лечи, как мой ребенок. Я только одну бумажку взяла, сказала: Это я в церковь пойду, так как это мое первое лечение, я не возьму [денег].” Первое излечение для традиционных гадалок всегда является знаковым, чаще всего им бывает ребенок. Именно поэтому Мариетта и не взяла себе денег, кроме той суммы, предназначенной на приношение Богу и святым, символически отметив тем самым начало своей целительской карьеры. Цагик из Гюмри отказалась за вознаграждение причинять зло: “ Есть у меня сейчас два клиента. Один ключи двухкомнатной квартиры положил мне на стол, все просил, а в ней, в квартире, полно добра всякого, все просил, сделай так, чтобы зять мой, разведенный с сестрой, умер, но я такое никогда не сделаю.”
В свете сказанного символический смысл обретают и способы и формы оплаты, которые служат одним из наиболее верных распознавателей делового и миссионерского типов специалистов. Специалисты бизнесмены обычно называют точную сумму за тот или иной вид услуг, торгуются, спокойно берут деньги (иногда и вперед), используют принципы “цепи” или “снежного кома” в работе (см. о них ниже). Конкретные суммы называются и в объявлениях, причем отмечаются только минимальные ставки за самые простые виды практик, например гадание на картах (в пределах 1,500 – 2000 драм – $4-6). Таких специалистов, надо отметить, меньше, чем специалистов миссионеров, которые никогда не называют конкретных сумм, вообще предпочитают не говорить об оплате, иногда даже сопротивляются для вида, принимая деньги. Наиболее принятая форма поведения клиента при оплате в таких случаях - незаметное подкладывание денег на стол, под чашку, за образки святых и т.д. При этом, если “миссионеры” характерны и для города и для села, то “бизнесмены” – типично городское явление.
Тем не менее, вопреки распространенным стереотипам о стяжательстве городских гадалок и целителей, назначающих за свои услуги баснословные деньги, сами они стараются создать имидж бескорыстных служителей народа, получающих лишь скромное вознаграждение за свой труд, достойный, безусловно, большего: “Пришла [клиентка], сказала: “У меня ребенок болен ереванской болезнью. Госпожа Мариетта, пусть я умру, мой ребенок жить будет”. “Жанна, говорю, у медицины от этой болезни лекарства нет, и ножа на нее нет, чтобы, мол, вскрыть и вылечить, но я ее лечу”. Она, мол, не очень ли дорого? Говорю, всего-навсего 140 долларов[29]. Я бедная женщина, у меня в Ереване даже квартиры нет.” Однако, параллельно, с рассуждениями на тему своего незавидного финансового положения, вызванного скупостью клиентов, завистью и происками недоброжелателей, неблагодарностью и неотзывчивостью властей, Мариетта запускает мотив кладов, утверждая, что, благодаря своему ясновидению, знает массу мест, где спрятано золото, предназначенное на нужды народа.
“На Северном проспекте, мне святой сказал: там есть золото[30]. Пошел Ашот, вытащил и должен был прийти ко мне. Сказала ему: Ашот, принесешь [золото]. У меня есть посетители неимущие. Часть я возьму себе, дом хороший построю, часть ты заберешь себе, а остальное раздадим тем посетителям, которые денег на кусок хлеба не имеют. Ашот, Ашот, взял ты [золото] и сбежал. Потом явился, мол, госпожа Мариетта, не смог я достать. Я усмехнулась, он рот открыл, а там сплошь все золото и строит он себе бог знает что. Да, госпожа Мариетта зла не сделает. Ашот, совесть! Ты же знаешь, сколько у меня неимущих посетителей. Почему ты один унес, сожрал? Разве Бог простит? Потом пришел, я сказала: Ашот, знаешь, сколько мест знаю [где золото лежит], но теперь уже не скажу. Скажи, мол. В горе, говорю. Ну иди рой теперь, посмотрю, долго ли рыть будешь.” Как видим, открывая или не открывая тайну кладов, Мариетта облагодетельствует либо наказывает недобросовестных чиновников, которые, отрывая клады по ее указке, не желают делиться золотом с народом. При этом, чтобы предупредить вопрос о том, почему она сама не извлекает золото, чтобы уже потом раздать его неимущим, Мариетта уточняет, что золото лежит в труднодоступных местах, куда ей одной не добраться (“И потом, там где копали, осталось метра два копать, пришел святой и сказал: “Вручную не сумеете, техника нужна”). Хотя, я подозреваю, пользоваться этим золотом для Мариетты не так важно, важнее иметь “знание”, которое возвышает ее над другими людьми.
Деловую сторону взаимоотношений специалиста с клиентом составляет и забота о клиенте, т.е. создание для него более или менее комфортных условий ожидания (оборудованные “предбанники” с сидениями, даже печкой в холодное время года), а также, если предстоит гадание на кофейной гуще, предоставление возможности тут же на месте выпить чашку кофе. Обычно варкой кофе, приемом и устройством клиентов, координацией очереди посетителей занимаются родные и домочадцы специалиста, включаясь в его деятельность в качестве помощников.
Таким образом, в городских условиях деятельность гадалок, колдунов, магов, целителей постепенно превращается в профессиональную, со всеми соответствующими характеристиками, включая нормированный рабочий день, фиксированную оплату услуг и иные сопутствующие компоненты. Вместе с тем она продолжает сохранять основные традиционные компоненты. Так, в народе отдается предпочтение не газетным объявлениям, а слухам, не дипломам и сертификатам по магии, а “божьему дару”, не био- и энергоинформационным полям и воздействиям, а силе, переданной и управляемой святыми. Пережив в Армении свой “пик”, и так не слишком значительный, современная сертифицированная магия и целительство пошли на спад, уступая место традиционным формам и практикам, либо адаптируясь к местным реалиям.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Данная работа является результатом исследования, сделанного благодаря стипендиатской программе немецкого регионального бюро фонда им. Г. Белля на Южном Кавказе в 2006.
[2] С. Д. Блэк, К. С. Хайатт, Вуду в мегаполисе, М., Ника, 1998, с. 17
[3] См. например, Leininger M. Witchcraft prastices and Psychocultural therapy with Urban U.S. Families, Anthropology for the Nineties, McMillan publishing Co., Inc. N-Y, 1988; C. Dole, The urbanization of Charisma: Healing and Identity in a Turkish Migrant Community / www.cas.uchicago.edu/workshops/meht/ChristopherDole.pdf, 2001
[4] Тип карточного гадания, автором которого считается госпожа Ленорман, знаменитая французская гадалка конца XVIII - начала XIX вв.
[5] Испуг “измеряют” разными способами, суть которых в снятии воображаемой мерки, т.е. души с человека и ее водворении обратно в тело магическим путем.?
[6] Гадалка, вероятно, имела в виду магические ритуалы вуду.
[7] Сектой мы называем то религиозное направление, что и в народе имеет статус секты. Данное же наше предположение основано на том, что в интервью Вардуш постоянно использовала различныв клише (сравнения, поучения, сюжеты из Евангелия), типичные для сектантской проповеди.
[8] Так как некоторые гадалки вставляют в речь русизмы или даже фразы на ломаном русском языке, то в отличие от остальной прямой речь, дающейся курсивом, в этих местах курсив снят.
[9] Мы признательны нашей коллеге Г.Шагоян за то, что она обратила наше внимание на данную информацию.
[10] Село Геташен – бывший армянский анклав на территории Азербайджана, откуда Мариетта родом.
[11] Щепанская Т. Б. Антропология профессий / Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. т. VI. #1 (21), С. 144-145
[12] Этот мотив встречается, например, в сказках “Тысячи и одной ночи”, вероятно, оттуда же он заимствован Гауфом для своей известной сказки “Калиф-аист”.
[13] См., например, Hocart A. M. Kingship, L. 1927
[14] В особенности мистическими легендами окутаны критические моменты в истории СССР, такие как Великая Отечественная война, Карибский кризис и т.д. Например, начало войны приписывается вскрытию гробницы Тамерлана, а поворот в ходе военных действий в пользу советских войск, соответственно, водворению тела Тамерлана на место и восстановлению гробницы.
[15] В Армении также время от времени появлялись подобные маги, но они не имели такой популярности.
[16] Этим возможно и объясняется тот факт, что в сертифицированные маги пошли в основном русскоязычные представители читающей интеллигенции, так как подобная литература вначале была преимущественно на русском языке.
[17] Согласно тезису Н. Л. Жуковской, возрождение традиционных религиозных верований и практик является скорее их эволюцией, так как они неизбежно адаптируются к новым социально-экономическим и историческим условиям (Жуковская Н. Л. Бурятский шаманизм сегодня: возрождение или эволюция?/ Шаманизм и иные традиционные верования и практики, Материалы международного конгресса, Москва 1999 г./ Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 5, ч. 3, М., 2001, с. 173)
[18] Можно вспомнить регулярные сборища в так называемом Зеленом Зале Политехнического Института в первой половине 90-х гг. прошлого века (самый пик экономического кризиса), куда на встречу с любопытными приглашались всевозможные оккультные персонажи: ясновидящие, экстрасенсы, уфологи, астрологи и многие другие.
[19] См. на новостных сайтах www.abkhazeti.ru (материал от 11.09.2003), www.stringer-news.ru (от 01.01.2004)
[20] Мы не задавались целью проверить, насколько сказанное гадалками и целительницами является правдой. Пожалуй, нам бы это и не удалось. Однако, сам факт, что прорицатели распространяют легенду о том, что представители власти обращаются к ним за мистической помощью, представляет собой культурное явление, достойное изучения. Вероятно, в ряде случаев эти легенды достигают цели. Так, в Гюмри уже ходят слухи, что нынешний мэр стал мэром не без помощи сатаны.
[21] Некоторые целители довольно часто вставляют в свою речь слова, а то и целые фразы на русском языке, мы их здесь даем курсивом с имитацией оригинального произношения и сохраняя грамматику и стиль. Остальное является нашим переводом с армянского.
[22] Мы не приводим здесь имена и фамилии, называемые гадалками.
[23] Станюкович М. В. Когда мужчины-жрецы обращаются за помощью к духам-помощникам шаманок: эпос, любовная магия и национальные выборы на Филиппинах, Шаманизм и иные традиционные верования и практики / Материалы международного конгресса /Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 5, часть 3, М., с. 190
[24] См. материал на сайте www.stringer-news.ru (от 01.01.2004)
[25] C. Dole, The urbanization of Charisma: Healing and Identity in a Turkish Migrant Community / www.cas.uchicago.edu/workshops/meht/ChristopherDole.pdf, 2001
[26] Цатурова А. Маг быстрого регирования, “Новое Время”, 12 сент., 2001
[27] Антрополог из США Йан Макинтош, рассказывая в приватной беседе о своей полевой работе среди австралийских аборигенов, вспоминал, что австралийские колдуны отличались поразительной скромностью и, когда их просили указать на наиболее сильного колдуна, они всегда ссылались на коллег из соседних племен и местностей и никогда – на себя самого. Совершенно противоположную картину мы имеем в Армении. Любой, даже самый посредственный целитель и гадатель очень любит рассказывать о себе в превосходных тонах, не жалея красок на расписывание своей “силы” и деяний.
[28] Цатурова А. Указ. соч.
[29] Это, примерно, месячная зарплата государственного служащего среднего звена (при нынешнем, довольно низком, курсе доллара).
[30] Тема кладов уже отмечалась в ряде работ как один из распространенных сюжетов вещих снов и видений, испытываемых людьми при культурном освоении нового пространства (см. Панченко 2001: 121; Харатян 2006:100). Настоящий материал обыгрывает в качестве “нового пространства” Северный проспект, строительство которого идет в Ереване в настоящее время.