Levon Abrahamian
on Abr

Б.Бгажноков


     


                                                     Нравственная экология

                                                                 Экофутуризм


Жизнь человека протекает в сложном, определенным образом структурированном и динамичном пространстве, где причудливым образом соединяется и отражается все многообразие внешнего и внутреннего мира: люди, вещи, явления природы, психологические переживания, органические процессы и ощущения.


Это относительно постоянная, привычная, хотя и не всегда предсказуемая среда, от характеристик которой зависят поведение, образ мыслей, самочувствие, общая направленность, биография, судьбы людей. Большой неожиданностью и проблемой оказываются и становятся для человека даже его собственные мысли, побуждения, желания, не говоря уже о том, как драматично складываются отношения с внешней средой.


 Возникает общее представление об экзистенциальном пространстве, о более или менее успешных попытках человека познать его, приспособить для своих нужд. Вектор этих усилий особенно тесно связан с моделями желаемого будущего. Вот почему вводится понятие экофутуризма. В нашем понимании, экофутуризм – культурная политика, ориентированная на познании и улучшении параметров экзистенциального пространства в соответствии с представлениями о моделях будущего.


          Аналогичное понимание среды утвердилось в синергетике – науке о принципах эволюции сложных неравновесных систем.  В динамике процессов эволюции среда рассматривается не только как замысел, но и как совокупность условий, предрасполагающих к различным вариантам развития. Подчеркивается, что  это «некое единое начало,  выступающее как носитель  различных  форм будущей организации, как поле неоднородных путей развития»[1].

Так следует рассматривать и поле человеческих потребностей, мотиваций, настроений, целей,  идеалов, то есть внутреннее – психологическое поле личности. Это виртуальное пространство, которое стремится реализовать себя в реальном пространстве и времени, создавая для себя особый микромир, наделенный собственным именем субъекта действия, пронизанный силой его духа. Психологическое пространство личности – это и поле будущих возможностей человека, его самоосуществления во времени и в пространстве – в еще не состоявшейся истории его личной жизни и жизни сообщества, частью которого он является.


Экофутуристический подход акцентирует внимание на процессах и логике становления новых форм бытия. Главное в таком подходе - выбор принципов и приоритетов диверсификации, трансформации, организации различных параметров экзистенциального пространства. Социальную, ценностно-нормативную заданность и обусловленность такого выбора мы называем идеологией среды.


Идеология среды - организационный центр той части экзистенциального пространства, которая соотносится с психологическим полем. В этом поле модели прошлого, настоящего и будущего составляют органическое единство. Но ведущее место принадлежит моделям будущего. Они выступают в роли своего рода экзистенциального заказа и оказывают решающее влияние не только на сиюминутные реакции человека, но и на общую линию, стратегию поведения. Нравственные аспекты такого влияния очевидны: отдельные люди и целые сообщества стремятся действовать так, чтобы последствия этих действий улучшали, а не ухудшали условия жизненной среды.  Экофутуризм – это не обывательская предусмотрительность, а воля к необходимому изменению, концентрированное выражение ответственности перед будущим.


                 2. Инстинкт экологического выравнивания


Среда задает общие параметры человеческого существования, являясь капиталом, умелое, грамотное использование которого способствует развитию и самораскрытию личности и общества.  Но, испытывая на себе влияние среды, человек и сам стремится воздействовать на нее – обустроить, упорядочить, организовать. В течение всей жизни он конструирует действительность, в которой хочет жить, которая способна дать ему больше положительных эмоций и больше шансов на успех. Это идея фикс, побуждающая человека находиться в постоянном движении и поиске.


Таковы  все проявления человеческой активности: установление и поддержание знакомств, повышение квалификации, участие в политической жизни, создание семьи и воспитание детей, обустройство жилища, лечение застарелых болезней, утренняя гимнастика, вечерняя медитация. Известно возникающее вследствие каких-либо серьезных неудач или конфликтов с окружением, желание оказаться  в других странах или  городах, чтобы в условиях нового окружения начать жизнь заново, с чистого листа, не допуская прежних ошибок.


Человеком движет инстинкт экологического выравнивания или порядка – баланса между базовыми потребностями и  условиями среды.


 Об этом писал еще в 20-х годах прошлого века американский социолог Роберт Парк, основатель экологии человека. В своих исследованиях особенно много внимания уделял он городу, как особой форме коллективной организации жизненной среды. Город и городское окружение, - по мнению  Парка, - представляют собой наиболее состоятельную и в целом наиболее успешную попытку человека переделать мир по велению своего сердца[2]. И в самом деле, именно в городах и по сей день активно ищут и находят новые, невиданные ранее способы этической рационализации пространства.


Очевиден нравственный смысл подобных исканий и находок: люди хотят жить в мире, который в наибольшей степени удовлетворяет их потребность в красоте и удобстве, в социальном признании и счастье. И, напротив - стремятся вырваться из среды, в которой господствует или преобладает унылое однообразие,  хроническая безрадостность.


Стремление к экологическому порядку обнаруживает себя в элементарных формах территориального поведения, когда человек ищет встреч и контактов с хорошими, приятными людьми и избегает – с плохими, неприятными. Он перестает ходить в аптеку или парикмахерскую, где ему нагрубили, обходит стороной завистников, предателей многолетней дружбы. Люди редко и неохотно посещают места прежней работы, где от отношений с сослуживцами у них остался горький осадок. Особенно тяжелым, подчас невыносимым, становится этот окрашенный в негативные тона груз прошлого в условиях малых обществ, где отношения спрессованы и преобладают тесные, повторяющиеся контакты.


Это свидетельствует еще и о том, что каждый человек выступает для других людей как элемент их жизненной среды, как экологическое событие, от содержания которого зависит духовная атмосфера в семье, в трудовом коллективе, в обществе. Ценность человека, вследствие этого, рассматривается в непосредственной связи с этико-эстетическими значениями действий, которые он совершает, с фактами его биографии и этапами жизненного пути.


Нравственно-экологическое распознавание или измерение социального бытия постоянно производится людьми в ходе взаимных оценок и самооценок. Отсюда формирующееся под влиянием культуры  и доведенное почти до автоматизма стремление человека этически грамотно вписаться в жизненную среду других людей, вызывая у них позитивные эмоции и отношения, оставляя в их памяти яркий, добрый след.


Великий русский писатель Владимир Солоухин говорил:  «улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им было с вами хорошо и радостно». Встающая перед каждым человеком важнейшая нравственная задача - выявить себя в облагороженной форме, создать максимум психологического комфорта для окружающих. Ее решение зависит от «культуры себя» - от совокупности имеющихся в арсенале человека средств, способов, навыков собственного самоосуществления и бытия в мире. Большое значение имеет этикет – система принципов и норм общения, выражающих взаимное уважение и признание. Вежливость и последовательное соблюдение правил приличия вызывает у людей ощущение безопасного, хорошо организованного и этически выверенного  социального окружения, позволяет устанавливать и поддерживать  крепкие социальные связи – дружеские, служебные, родственные. Этикет – большое, еще недооцененное завоевание и достояние культуры.


                  3. Предмет и задачи нравственной экологии


Проблема гармонии в отношениях индивида с самим собой, с социальным и природным окружением была и остается одной из самых острых в истории общественной мысли. Тысячи лет люди задаются вопросом, каким образом через совокупное действие социальных институтов и индивидуально-личных инициатив создаются  и воссоздаются необходимые или достаточные для нормальной жизнедеятельности условия существования, относительно стабильное и комфортное жизненное пространство.


Нравственные, социальные аспекты такой задачи,  прямо связанные с позитивным или негативным воздействием на человека условий внутренней и внешней среды выделяются особо. У всех народов существуют представленные в виде норм и запретов, формы морального мышления и поведения, которые являются  составной частью экологического сознания и поведения. Отсюда введенное П. Тейяром де Шарденом и развитое В.И.Вернадским представление о ноосфере, как о сфере сознательной, разумной организации и регуляции взаимодействий человека с его социальным и природным окружением. По существу речь идет об этической рационализации бытия человека и общества в мире, потому высшим уровнем ноосферы в не зря предлагают считать этосферу, где нравственные принципы и нормы становятся основными регуляторами жизнедеятельности человека[3].


Нравственная экология – это субдисциплина экологии и философии, предметом которой является этико-эстетическое содержание  взаимоотношений человека с жизненной средой, а главная задачей – улучшение, оптимизация этих отношений.


Такой подход расширяет традиционные представления об экологии человека. В центре внимания исследователей оказывается среда в самом широком смысле слова, включая сюда не только внешний, но и внутренний мир человека. Ведь на самом деле не только природа и социум, но и специфические характеристики психологического поля и внутренней среды организма могут способствовать или, наоборот, - препятствовать достижению биотического баланса, хорошего общего самочувствия, ощущения здоровья и полноты жизни.


В современных образовательных и культурно-просветительных учреждениях такие вопросы даже не ставятся. Как правило, не ставятся они  и родителями. Отсюда перекосы в системе образования, когда, молодые люди, вступающие в жизнь, даже получая хорошие знания по физике, математике, биологии и т.д., плохо ориентируется в реальности, не способны найти свое место в жизни, сделать правильный выбор. Плохо развито чувство меры, недостаточно воспитан и выражен эстетический вкус.


Это наблюдается сплошь и рядом и потому образование, которое дается в школах, вузах, дошкольных учреждениях, необходимо объединить со знаниями по нравственной экологии, с навыками применения этих знаний во взаимоотношениях с жизненной средой. Такой синтез будет способствовать формированию чуткого и одновременно деятельного, успешного человека, который и  для других людей способен создавать благоприятную, комфортную среду и обстановку.    


Этико-эстетический подход к организации жизненной среды вносит существенные коррективы в представления о социальной защищенности  и экологической безопасности.             


Известно, что, будучи величайшей ценностью, необходимым условием и способом существования человечества,  среда то же время таит в себе множество угроз и опасностей.  Пагубно сказываются и снижают возможности развития и роста личности и общества загрязнение воздуха и почвы, шум, скученность, нарушение прав человека, дискриминация по расовому, национальному, половому признаку, неудобная планировка домов, городских улиц, кварталов, безвкусная реклама, плохой дизайн, грубость и бестактность людей. Нарастание масштабов подобной разбалансированности чревато самыми худшими последствиями. Даже элементарная человеческая леность, самонадеянность, глупость могут стать причиной дезадаптации взаимодействий человека с его социальным и природным окружением. Отсюда задача избирательной защищенности человека и общества от негативных воздействий среды, -  необходимость экологической безопасности в целом.


Упорядочение взаимоотношений человека с жизненной средой является задачей социальной экологии, экологии человека, правовой экологии и др. В рамках этих дисциплин определяются стандарты хорошего качества окружающей среды, проводятся экологические экспертизы и мониторинги, осуществляется контроль, направленный на  предотвращение вредного  физического, биологического, психологического воздействия пространства. Много внимания уделяется тому, в какой мере и форме сама среда должна быть защищена от последствий  человеческой деятельности.


Нравственная экология призвана дополнить эту работу - исследовать этико-эстетическое содержание взаимоотношений личности и общества с жизненной средой, выработать систему принципов и норм, - в том числе и запрещающих, - нравственно-экологического мышления, поведения, контроля. На первый план выдвигаются здесь факты не столько физического, сколько морального, общекультурного ущерба, который наносит или может нанести людям плохо  организованное экзистенциальное пространство. Низкое этико-эстетическое качество среды формирует человека с неразвитым, ущербным сознанием, предрасполагающим к различным формам деструктивного поведения. В таких случаях  и обратное  воздействие человека на среду оказывается негативным, создавая порочный круг нравственно-экологической дезориентации и деградации.


Встает, вследствие этого, вопрос об этико-эстетической  экспертизе и мониторинге различных сегментов жизненной среды, о качестве пространства, в котором люди живут или хотели бы жить, и в конечном итоге - о среде, способной обеспечить не  только выживание человека как биологического существа, но и максимально возможное соответствие его высшим духовно-нравственным запросам.


 В отечественной науке данная проблема была поставлена таким образом академиком Д. Лихачевым. В экологии, по его словам, существует два раздела: экология  биологическая и экология культурная или нравственная. И отсюда своеобразное понимание экологической безопасности: «Убить человека биологически, - пишет Лихачев, -  может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной» [4].


     4. Самочувствие как главная категория экологической этики


Среди многих современных исследователей   сложилось твердое убеждение в том эмоции и чувства являются неотъемлемой частью и способом существования экологического сознания[5]. В зависимости от  конкретного источника и специфического содержания этих эмоций мы можем судить о характере относительно устойчивых взаимоотношений человека с различными компонентами жизненного пространства.


Особое значение приобретает в данной связи самочувствие человека.  Оно формируется под влиянием бесчисленного множества,  методично откладывающихся в эмоциональной памяти впечатлений и переживаний, возникающих в ходе взаимодействия людей с окружающей средой. Иными словами, это окрашенная в различные тона, интегральная характеристика и субъективная оценка человеком своего существования в мире, лучше и тоньше всего отображающая бытие человека, меру счастья или страдания испытываемого от погружения в экзистенциальное пространство.


Сошлемся, в качестве примера на роль, которую играет в нашей жизни организация материальной жизни.  Известно как плохо действуют на психику грязные, разбитые дороги и тротуары, скапливающийся во дворах и в подъездах домов мусор, заросшие бурьяном остовы недостроенных и заброшенных зданий. И как меняется, улучшается настроение, когда все это приводится в надлежащий вид, создаются хорошие жилищные и бытовые условия. Элементарный порядок и чистота в ближайшем окружении человека, например, в рабочем кабинете, за письменным столом, способствуют восстановлению и сохранению хорошего настроения, душевного равновесия.


Благотворно действует прогулка на свежем воздухе – в лесу, в парке, вдоль берега моря, озера, реки. Само созерцание природы, - даже мысленное, - имеет терапевтический эффект, о котором сказано в замечательных стихах многих поэтов. Например, у Инны Кашежевой:


                 Когда для счастья сердца мне мало,


                 Когда тревожат мелкие раздоры,


                 Я обращаю мысленные взоры


                 К тебе Кавказ – чистилище мое,


                 К вам, мои судьбы,


                 К вам родные горы.


Помехи для нормальной жизнедеятельности создают неприятные запахи или посторонние звуки. Человеку, нуждающемуся в длительной концентрации внимания на какой-либо сложной умственной деятельности, трудно выполнять ее в условиях постоянного и нескончаемого шума. Это вызывает стресс, даже агрессию. Экспериментально доказано, что шум оказывает отрицательное влияние на успеваемость детей в школе. Люди, подвергающиеся воздействию значительного шума, менее склонны оказывать помощь другим и быстрее приходят в ярость[6]. Однако и абсолютная, неестественная тишина, как показывают специальные исследования, не способствует улучшению настроения. Если за окном дождь, но мы совершенно (из-за специальной звукоизоляции) не слышим его шум, это может вызвать неприятное ощущение оторванности от внешнего мира.


Существуют правила, призванные обеспечить нормальную работу внутренних органов и хорошее состояние внутренней среды организма (крови, лимфы, тканевой жидкости). Это правила  и ограничения, связанные с культурой питания, гигиеной тела, оздоровительными упражнениями. В комплексе они позволяют избежать многих болезней и болезненных ощущений, поддерживать бодрость организма и красоту тела, внутреннюю согласованность взаимоотношений с жизнью. Например, в этих целях рекомендуется ограничить потребление белой муки, сахара, соли, пищи с высоким содержанием животных жиров. В сочетании с сидячим образом жизни все это способствует развитию ожирения и таких болезней как гипертония, инфаркт, инсульт, диабет и др.


Улучшает самочувствие простая смена обстановки в помещении, особенно когда в нем появляются удобные, функционально хорошо рассчитанные и радующие глаз вещи и предметы.  Однажды мне довелось побывать в доме известного знатока китайской медицины. Это был пожилой, одинокий человек, бывший белогвардеец, живший много лет в эмиграции в Шанхае. В ходе беседы я обратил внимание на старую картину, висевшую на стене его комнаты. На ней был изображен восход солнца и рыбак, плывущий в маленькой лодке с небольшим уловом. «Хорошая картина», - сказал я. Охотно со мной согласившись, старик добавил, что она имеет для него важное практическое значение: «Проснувшись утром, я смотрю на человека, успевшего встать ни свет, ни заря и наловить для себя рыбу. Это помогает мне подняться с постели, чтобы заняться необходимыми по хозяйству делами».


Аналогичное применение других элементов интерьера встречается нередко. Для прироста и активизации жизненных сил используют развешанное на стене старинное боевое оружие,  памятную фотографию друга, оригинальную пепельницу на письменном столе и т.д. Нравственно-психологическая организация материальной, культурно-предметной жизненной среды имеет колоссальное значение.


Известно значение, которое придают со времен античности так называемой апопсии – виду, открывающемуся из окон зданий. Переселившись из тесной полуторки на первом этаже в просторную квартиру на шестом этаже, мой сосед поставил свою кровать таким образом, чтобы, проснувшись в ясную погоду, первым делом увидеть снежные вершины Кавказа. Легко понять смысл подобных действий. Во всех концах планеты люди дорожат ощущением пространства, перспективой, которая  каждодневно открывается их взору. Будучи в Чикаго, я узнал, что в одном и том же доме совершенно одинаковые роскошные квартиры на берегу Великих озер сильно различаются в цене в зависимости от того, открывается из окон этих квартир вид на озера или нет. Первые почти в два раза дороже вторых. Идея небоскребов родилась в Америке не столько из-за недостатка земли (ее там достаточно), сколько в целях создания и поддержания ощущения свободы, полета. Культ высоты ассоциируется с американской мечтой, с культом личностного роста и достижений.


Важно чтобы заботливо украшенная и одухотворенная среда была максимально доступной, демократичной. Владимир Высоцкий мечтал о снесении  многочисленных стен, отделяющих людей от природы и друг от друга. Во многих американских городах его мечта сбылась. Там практически нет заборов, и это создает атмосферу  доверия, открытости.  Я уже не говорю о чистоте на улицах, в общественных местах, о том, как удобно расположены здания, разного рода  магазины и магазинчики, тротуары, пешеходные дорожки, о том, как приветливы и доброжелательны прохожие.


В жизни все взаимосвязано: деградация архитектуры пагубно сказалась на духовно-нравственной атмосфере российского общества. Зажатые в узком пространстве панельных пятиэтажек, люди утратили ощущение праздника, открытости, полноты жизни. Даже традиционные коммуналки в постройках дореволюционной и сталинской эпохи несли больше света и тепла – во всяком случае - в отношениях между людьми.


 Минимум открытого и сообщающегося с миром пространства формирует философию безысходности и приземленности, уничтожает здоровый дух авантюризма, перспективу развития и личностного роста.         


           5. Пять измерений экзистенциального пространства


Приводившиеся примеры позволяют увидеть, как устроено и структурировано пространство человеческого  существования. Можно представить его в виде пяти автономных уровней или концентрических кругов.


Первый, ближний круг – внутренняя среда организма, соотносимая с его физиологической, химической организацией и отсюда понятия «внутреннего пространства человека»[7], «внутренней экологии»[8], эндоэкологии[9]. Сигналы, поступающие из различных участков организма – бодрость, усталость, жажда, боль и т.д. – оказывают большое  воздействие на общее самочувствие и поведение человека. Это заключенный в теле человека  микромир, вызывающий у него сложнейшую гамму ощущений и чувств – сладостных и волнующих, приятных и болезненных. Преобладает здесь внутренний локус контроля.  Нам приходится так или иначе выстраивать, налаживать отношения со своим организмом, удовлетворяя его нужды или сопротивляясь его приказам.


Уместно упомянуть здесь о «культуре себя», в особенности о культуре самосопереживания, как самой интимной и тонкой сфере той области человеческого опыта, которую мы называем культурой эмпатии. В восточной философии и медицине опыту самосознания и духовно-нравственной гигиены организма как храма души уделялось  всегда очень много внимания. Но этот, в основе своей, этический интерес к телесному Я, проник и в европейскую культуру, и особенно в связи с развитием психотерапии.


В экологически ориентированной психологии самочувствие человека не зря рассматривается как отражение «внутренней действительности» и в том числе как «чувственное восприятие тела»[10].  Существует, подтвержденное специальными исследованиями, мнение, согласно которому «причина разлада с окружающим нас миром находится внутри нас» [11].  Поэтому выздоровление на всех уровнях надо начинать с себя, с доступных власти человека изменений  замкнутых  на телесной жизни физических, органических форм  и структур. К примеру, используя диету, лекарства и физические упражнения, человек  может положительно воздействовать на внутреннюю среду организма, улучшить осанку, снизить чрезмерно большой для своего роста вес и т.д.


Аналогично представляют психологическое здоровье. Его связывают со специфическими характеристиками психологического поля, в котором  главенствующее место могут занять такие состояния и переживания, как   вина, ревность, зависть, травма несправедливости, предательства или покинутости.


Это закрытый для посторонних и интимный в своей основе мир мыслей, эмоций, страстей человека – мир, который является отражением и переработкой сигналов внутренней органической среды и внешнего – социального, предметно-культурного и природного мира. Отсюда ставшие привычными рассуждения об экологии ума, воображения, сердца. Во всех религиозных системах, но особенно в буддизме, большое внимание уделяется тому, чтобы очистить психологическое пространство личности от всего, что причиняет человеку боль, страдания, беспокойство, заставляет его действовать неразумно, опрометчиво, расточительно.


Третий круг - социальная среда. В этот круг включаются конкретные учреждения, институты,  идеи, идеалы, а также, в особенности,   люди, с которыми человек прямо или косвенно взаимодействует, вступая в те или иные, в том числе и групповые, договорные, отношения.  Под влиянием социальной среды происходит социализация личности (усвоение общественно значимых ценностей и норм), формируется относительно устойчивое социальное  самоопределение и самочувствие  -  разумное обоснование и эмоциональное переживание смысла и назначения своего бытия в мире.


 В итоге человек становится полноправным членом различных групп, удовлетворяя потребность в признании, групповой солидарности и безопасности, обеспечивая, как говорил Курт Левин, основы существования, «почву под ногами»[12].  Например, такую функцию выполняет супружеская группа. Она «представляет собой «социальный дом», где человека принимают и защищают от невзгод внешнего мира, где ему дают понять, насколько он ценен как личность»[13]. То же самое относится в целом и к другим членам семейного коллектива, в частности, к детям. И отсюда развивающаяся в настоящее время нравственно-экологическая концепция семьи, как главного и основного компонента среды, в которой человек «живет, как в коконе, первую четверть (если повезет) жизни и которую он пытается построить всю оставшуюся жизнь»[14].


Четвертый круг включает в себя сложный мир артефактов, всю созданную человечеством для себя, для удовлетворения своих потребностей материально выраженную, вещную среду. Сюда относятся жилище, домашняя утварь, культовые сооружения, живописные полотна, технические средства связи, музыкальные инструменты и произведения, культовые изображения и сооружения и т.д. Иными словами – это достижения материальной культуры,  оказывающие существенное влияние на человеческое существование и  которые иногда, особенно в немецкой философской традиции, ассоциируются с цивилизацией[15].


Наконец, пятый круг – природа. Обеспечивая людей ресурсами, необходимыми для выживания   и поддержания здоровья,  она, кроме того, доставляет людям эстетическое удовольствие. Обаяние природы, ее величавая  красота, как отмечалось нами ранее,  умножают духовные силы, снимает общую тревогу бытия. Не только дикая природа, но и живописные городские парки, бульвары, фонтаны, пруды,  искусственные озера радуют глаз человека и становятся в полном смысле этого слова терапевтической средой. При этом ценность общения человека с природой измеряется не только  зарядом хорошего настроения и самочувствия, но и количеством  людей, социальным составом людей, участвующих в этом общении[16].


Дополнив данную классификацию условным противопоставлением внешнего и внутреннего мира, мы получим общую картину или схему экзистенциального пространства, в котором внутренний мир представлен органической средой и психологическим полем, а внешний – тремя другими уровнями экзистенциального пространства: социальным, культурно-предметным  и природным.


                 6.Комплексное воздействие жизненной среды


Человек существует одновременно во всех названных измерениях экзистенциального пространства, но  в то же время и различает их, сознавая, когда и как именно действуют они на его самочувствие. Например,  внутренняя среда может давать о себе знать ощущениями голода, жажды, влечения, насыщения, боли. Впечатления, получаемые от общения с другими людьми, являются проявлениями социального окружения. Большую гамму чувств и переживаний, в том числе и эстетических, вызывают  элементы материальной культуры, существенно дополняя тем самым социальное взаимодействие.


При этом чувства и эмоции –  акты сознания, связанные с теми участками экзистенциального пространства, которые выдвигаются на первый план. Изменяя по мере необходимости модус контроля, человек отслеживает действительность, чтобы сделать какой-либо из фрагментов внешнего или внутреннего мира фигурой на общем фоне, переживая, сознавая и оценивая таким образом свое бытие в мире. Но общее самочувствие складывается из впечатлений, получаемых от всех уровней экзистенциального пространства: 1) внутренней среды организма, 2) психологического поля, 3) социальной среды, 4) предметной среды, 5) природной среды.


Такое разграничение необходимо и в чисто методических целях, для концентрации исследовательского внимания на тех или иных срезах экзистенциального пространства, для идентификации и этической рационализации конкретных переживаний. Качественная специфика и локус контроля каждого переживания вполне различимы и это позволяет безошибочно установить болевые, этически и эстетически ущербные участки экзистенциального пространства, которые разрушают ощущение душевного равновесия, комфорта, безопасности.          


Велика значимость самочувствия как механизма самосознания и контроля, определяющего содержание, логику поведения людей. Девиантное поведение обусловлено плохим самочувствием, а доброжелательность, отзывчивость, готовность помочь чаще проявляются в условиях хорошего самочувствия. В юриспруденции, состояние аффекта, в котором совершено преступление, рассматривают как смягчающее вину обстоятельство и чисто этические соображения играют здесь не последнюю роль.


В быту сравнительно быстро меняющееся настроение оказывает влияние на отношение человека к другим людям, запуская цепь действий различной валентности. Получив радостное известие, человек вслед за этим будет больше расположен к эмпатии – к помогающему отношению и поведению. Гипотеза «хорошее настроение - хорошие дела» блестяще подтверждена в экспериментальных исследованиях. Установлено, что даже в том случае, когда человека окружают приятные запахи, он, находясь в лучшем расположении духа, изъявляет большую готовность помочь другим людям. Аромотерапия используется сейчас для лечения некоторых расстройств психики.


Самочувствие как характеристика относительно стабильного отношения ко всему происходящему оказывает еще большее воздействие на мышление и поведение людей, хотя, быть может, и не настолько прямо и очевидно, как в случаях с изменчивым настроением. Ч.Кули еще в начале ХХ века говорил в данной связи о деятельном, оптимистичном социальном самочувствии населения, предполагающем амбиции, чувство ответственности, самоуважения и угнетенном, при котором люди впадают в уныние, беспутство, отчаяние [17].


От социального самочувствия граждан зависит сила и мощь государства, успех его начинаний. Если  чувства позитивны и оптимистичны – это хорошая база для плодотворной активности, эффективной самоорганизации. И напротив – сомнение, разочарование,  бессилие создают почву для  социальной апатии, деструктивного мышления и поведения. Общество с большим числом несчастных, потерявших надежду, ожесточившихся людей накапливает отрицательную энергию, рискует погрузиться в хаос.                 


                                       7. Заключение.  


Нравственная экология является одновременно субдисциплиной философии и экологии, изучающей и предлагающей такие модели организации экзистенциального пространства, которые способны обеспечить высокий уровень самочувствия, взаимного понимания людей.  В этих целях  необходимо изучать все сферы экзистенциального пространства, хотя конкретные исследования могут быть посвящены и отдельным сферам.


Опыт такой работы в целом невелик, но ничто не мешает включиться в нее, используя богатый опыт и методику смежных наук. Комплексное исследование человеческого существования предполагает сопоставительный анализ трех аспектов бытия: 1) объективных условий жизни,  2) переживаний, испытываемых людьми под воздействием этих условий,  3) образа жизни, как совокупности различных форм поведения, являющихся отражением наличных объективных условий и субъективных переживаний.


 При этом обнаруживается особого рода закономерность, которую можно назвать  нравственно-экологической конгруэнтностью. Самочувствие  является не только индикатором воздействия на человека различных элементов среды, но и важнейшей характеристикой самой среды, критерием ее нравственно-экологической полноценности или ущербности. Это означает, что параметры самочувствия отдельных людей или групп населения являются одновременно и свойствами общества, в пространстве которого они находятся.


Приоритетным является вопрос о том, насколько уютно чувствуют себя люди в данном пространстве, насколько способствует среда удовлетворению их базовых потребностей? В зависимости от ответа на этот вопрос можно  судить о том, в какой мере  то или иное конкретное сообщество созрело в качестве эко-дома, где сбываются мечты человека о счастье.                                    


                                  Примечания


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Князев Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение/ Вопросы философии. 1992. №12. С.6.


[2] Park E.R. On social control and collective behavior. Selected papers. Chicago, London, 1967.


[3] Симкин Г.Н. Рождение этосферы / Вопросы философии. 1992. №3.

[4] Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991. С.202.


[5] Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. М., 2001. С. 96- 112.

[6] Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. М., 1992. С.74, 98.

[7] Китаев-Смык Л.А. Вступительная статья к книге: Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. С.17.

[8] Брехман Н.И. Философско-методологические проблемы здоровья человека / Вопросы философии. 1982. №2. С.51


[9] Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Эндоэкология здоровья. М. – СПб., 2005.


[10] Лэнглэ А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М., 2006. С. 227.

[11] Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Эндоэкология здоровья. С. 11-12.

[12] Левин К. Супружеские конфликты / Конфликтология. Хрестоматия. Москва-Воронеж, 2002. С. 28.

[13] Там же.

[14] Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 2006. С. 4.

[15] Элиас. Н. О процессе цивилизации. Т.1. М.-СПб., 2001. С. 59-60.

[16] Сен-Марк Ф. Социализация природы. М., 1977. С.216.

[17] Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000. С.220


© Levon Abrahamian, 2010. Все права защищены.

Белти — универсальные коммуникации,
интернет-агентство полного цикла